Заменять аккумулятор в ноутбуках необходимо, когда он перестает удерживать заряд достаточное время или же когда он физически повредился. Чаще всего физическое повреждение выглядит как «вздувание» аккумулятора.
Li-ion аккумуляторы вздуваются в результате накопления газа внутри корпуса, что вызвано различными факторами, включая перезаряд, перегрев, переохлаждение, глубокий разряд, а также производственные дефекты или физические повреждения.
Основные причины вздутия Li-ion аккумуляторов
-
Перезаряд:
Чрезмерный заряд, превышающий допустимый уровень напряжения, приводит к деформации электродов и выделению лития, который вступает в реакцию с электролитом, генерируя газ.
-
Перегрев:
Повышенные температуры ускоряют химические реакции внутри аккумулятора, приводя к его деградации и выделению газов.
-
Переохлаждение:
Низкие температуры затрудняют движение ионов лития, что также может привести к необратимым химическим изменениям и выделению газа, особенно при последующем заряде.
-
Глубокий разряд:Длительное нахождение аккумулятора в полностью разряженном состоянии может вызвать необратимые химические реакции и разрушение защитной пленки, что провоцирует вздутие.
Да, чаще всего вздутие вызвано перегревом вследствие близкого расположения аккумулятора к системе охлаждения процессора и видеокарты, которая сильно нагревается.
Если аккумулятор уже вздулся, но еще способен держать заряд, его использовать все равно нельзя — это опасно и чревато взрывом.
Вообще, аккумулятор почти всегда можно отремонтировать — заменяются контроллер заряда и при необходимости банки (Li-ion элементы, которые держат заряд, чаще всего это 18650). Полное восстановление аккумулятора обычно дороже, чем новый совместимый китайский (хотя китайский прослужит вам меньше). Ремонт целесообразен, когда аккумулятор перестал определяться — часто это связано от выходом из строя контроллера заряда или сбоем его прошивки.
Как найти замену аккумулятору?
Поиск аккумулятора на замену можно делать по точной модели ноутбука (включая все индексы и приставки), но при этом все равно возможны ошибки подбора. Никогда не стоит полагаться на результаты поиска лишь по модели.
Как правило, у многих производителей есть маркетинговое название ноутбука, модели или семейства моделей — он чаще пишется на передней стороне ноутбука, и оно не нужно для поиска совсем. На задней (нижней) стороне чаще указывается техническое название модели: оно включает буквенно-цифирные индексы. Но даже по нему поиск может быть неточным.
Самый правильный вариант поиска — на самом аккумуляторе найти строку, содержащую слова: Part Number (P/N), Model No, или Regulatory Model Number, или Replacement Number.
- Для Acer парт-номер обычно выглядит примерно так: AC14B3K.
- У ASUS код модели аккумулятора простой и понятный — написан большими буквами на нем (не путать с маркировкой модели на задней крышке): например, для модели X50SL используется аккумулятор A32-F5.
- Для ноутбуков HP Elitebook семейства 840 G3 примером будет Regulatory Model Number: HSTINN-IB6Y.
- В случае в Dell пишется слово Type и 5-символьный код, например, F3YGT.
- У Huawei, как у других китайцев просто указывают Model, обычно выглядит примерно так: hb4692z9ecw-41
- А вот Lenovo как обычно отличился. Они используют одновременно несколько маркировок
ASM P/N Assembly Part Number — номер детали при производстве;
FRU P/N — номер детали под замену при ремонте, это 7-значный код.
При поиске замены вам нужно ориентироваться именно на FRU. - У MSI изучаем строку Model name, часто модель начинается с BTY-
- У Samsung используется две надписи: ProductID (например, AA-PBZN6PN) и A/S (например, 1588-3366). используют при поиске любую из двух.
- У Sony маркировка аккумулятора начинается на VGP-
- У Toshiba смотрим надпись Replace. Код начинается с букв PA
На задней крышке ноутбука может быть несколько парт-номеров, не спутайте их с теми, которые нанесены на сам аккумулятор.
Аккумулятор может быть съемный в собственном корпусе на защелках, или (как правило, в тонких ноутбуках и лэптопах HP) — находиться под основной крышкой корпуса. В таком случае заднюю крышку необходимо сначала открутить и снять, а затем уже добраться до аккумулятора.










Если до аккумулятора добраться сложно, то можно попробовать получить отчет по его модели программными средствами.
В Windows 10/11 можно запустить команду командной строки:
powercfg /batteryreport
Эта команда сформирует файл html с отчетом о работе аккумулятора и также данными о нем. Например, для ноутбука Lenovo Thinkpad E14 будет выведена надпись:
NAME | LNV-5B11C73244 |
Здесь 5B11C73244 — и есть парт-номер детали для поиска.
Другой вариант получить ту же самую информацию — использовать бесплатную программу BatteryInfoView (она не требует установки).
Этими же утилитами можно посмотреть полную и текущую емкость, а также количество циклов заряда. Обычно, аккумуляторы рассчитаны на 300-500 циклов.
